Франция, 7 лет размышлений (II–4)

«НЕ ВЕРЮ!…»
Франция: религиозная Вера

О, да, чтобы поверить Актеру, необходимо не только усилие Веры в силу предлагаемых обстоятельств, нужно так же, чтобы сам Актер верил в то, что он творит на сцене, и, что еще важнее, в то, что тем, кто сидит в темном зале, нужна его Вера. Тогда возникает вспышка – момент взаимного Восхождения…
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–5)

«ВЕРУЮ!…»
Франция: религиозная Вера

По одной из анкет Статистического Центра было установлено, что около 75% населения Франции (считая с 15 лет) относит себя к той или иной религии. Из них, по этим же данным, три четверти – католики. И одна четверть приходится на все прочие религии во Франции : протестанты (2%), мусульмане (якобы 2%), евреи (иудаизм, 0,5%) и прочие (сюда входят православные, лютеране, буддисты и… сектанты). 25% населения не относит себя ни к какой религии. Глядя на эти данные, можно подумать, что ситуация с Верой во Франции вполне здоровая: католиков 70%, 5% – остальных, 25% – не относящих себя ни к какой религии. Но на самом деле, при более близком рассмотрении проблемы, оказывается всё намного сложнее и… не так мажорно, как может показаться на первый взгляд.
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–7)

«ОДИН ЗА ВСЕХ – ВСЕ ЗА ОДНОГО»
От индивидуализма к коллективизму: положительный аспект – Ассоциации, отрицательный – Секты

…Но страдает француз не только (и не столько) от экзистенциальной тоски, но больше даже от… потери в этом структуированном обществе, лаическом государстве, былых отношений Взаимопомощи и Солидарности, страдает от того, что рассчитывать приходится лишь на себя, страдает от отсутствия простых человеческих отношений (особенно это характерно для больших городов), от одиночества и отсутствия той самой любви к ближнему, где «один за всех – все за одного». Но церковь себя дискридитировала. Обращаться в другую Веру… это вроде как измена если не себе самому, то традициям, корням собственной культуры. Но куда же податься бедному французу – в поисках «утраченного рая», то бишь «коммуны», сообщества с ближними и дальними ?
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–9)

«ВЕЗДЕ ЛУЧШЕ, ГДЕ НАС НЕТ…»
Русские во Франции: три «волны» XX века

«Это вы смеетесь, но вот послушайте, я вам расскажу… Подходит ко мне жином. Садится в вуатюру. О ла-ла ! думаю. Ну везу, значит. Везу целый час. Ого-го, уже на счетчике двадцать семь франков. Остановился я, он ничего. Я, значит, его за машинку, плати, сукин сын. А он мне русским голосом отвечает. Я, братишечка, вовсе застрелиться хочу, да все духу не хватает… Плачет, и револьвер при нем. Ну, я значит, револьвер арестовал, а его в бистро. Ну, значит, выпили, то, другое…
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–14)

«ЗАВТРА БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВЧЕРА»
Французы-«рекордсмены» в разных областях жизни

И все-таки до Апокалипса еще далеко, и не всё так плохо «в этом лучшем из миров», по выражению Вольтера. Просто надо признать (и многие давно это уже сделали), что идея Прогресса – ложная по своей сути : мол… завтра будет лучше, чем вчера, а послезавтра лучше, чем завтра и т.д. ЛУЧШЕ НЕ БУДЕТ. БУДЕТ ПО-ДРУГОМУ. И как всегда – кому-то будет бублик, а кому-то дырка от бублика. Был проведен такой опрос среди французов, результаты которого можно было бы поделить на две категории: категория «Надежды» (т.е. что завтра что-то будет лучше), и категория «Страхи» (т.е. что завтра что-то будет хуже). В таком случае мы получаем следующую картину:
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–16)

«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
Спорт во Франции

Так вот взялись все «хором» и… побежали. Утречком, по Булонскому лесу. А в выходной день, если будет тепло, возможно, отправится француз на «рандонэ»: в лес, на велосипеде, с группой таких же любителей природы и общения, или с семьей. Ну, а кто-то предпочтет скалолазание. Правда, на «понарошкиных» горах для начала: по булыжникам в лесу Фонтенбло. Ну, а кто-то отправиться поиграть в настольный теннис в субботу (открытый день для всех желающих на стадионе, стало быть, бесплатно). А кому-то ближе к телу другая «рубашка»: футбольная. А другому лучше и вообще почти без всего – понырять-поплавать в бассейне. А седьмой (или, скорее, седьмая) два раза в неделю предпочтет «покачаться» на тренажерах в хорошем клубе. Ну, и наконец, кому-то по карману гольф или резвые коняшки.
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–17)

«ДАВАЙ ПОГОВОРИМ…»
Первичные впечатления новоприбывшего «эмигранта» о Франции и французах

Так, добрались мы с вами… до середины Второй Части нашей книги. Впереди, конечно, еще много вопросов, которых мы еще не касались, или касались вскользь : Наука и научные применения, Правосудие, Современные Кино, Искусство, Литература Франции, Медиа, Искусство жить (типично французское понятие), Социальные классы, Деньги и конфликты, Табу и Пропаганда, (…) Моральные Ценности французов, проблемы Глобализации. Обо всем этом мы и поговорим дальше. Но в этой главе мне хотелось бы сделать небольшую паузу и… рассказать о своих личных, и, стало быть, субъективных, впечатлениях в первые годы пребывания во Франции. А у этих впечатлений есть своя несомненная положительная сторона :
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–19)

«НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА»
О моральных ценностях французов

Так писал полтора века назад Виктор Гюго (1802–1885). И как это напоминает другого романтика, «но с русскою душою» – М.Ю. Лермонтова. И как изменилась жизнь за столь короткий срок… всего за 0,20 секунды эволюции Земли! Но так ли уж изменился Человек ? Изменились декорации, антураж. А человек, как и прежде, ищет правды, покоя, красоты, умиротворения. А романтик видит повсюду нагнетание черных туч, угрозу гибели… Только к поэтической «братии» – братии «интуитов» – звонящей в колокола, будящей спящих, в нынешнюю эпоху прибавилась «армия логиков» – специалистов в области социологии, психологии, писатели-фантасты, Зеленые… И многие из них тоже пишут. И когда их работы читаешь, то нередко возникает ощущение… что грядет не только конец Истории, но вообще конец Света. Да так ли уж страшен черт, как его малюют ?
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–20)

«ЗНАНИЕ – СИЛА»
Краткая история развития науки и научных знаний

На вокзальном перроне города Тур стоит молодой мужчина лет 38. И стоит как-то… бесцельно: все пассажиры уже разошлись, а он словно бы не знает, куда ему идти. Мимо проходит мадам, и он ее спрашивает: «А это правда город Тур?». Она показывает на табличку на перроне: «Вы что, не видите?» «Вижу, – отвечает молодой человек. – Только как я сюда попал?». Мадам смотрит на него с подозрением, спрашивает «о том о сем», а потом отводит его в привокзальную полицию. И там он рассказывает то же самое, что до этого сказал молодой женщине, т.е. то, что… он ничего не помнит. То есть абсолютно ничего: ни откуда он приехал, ни зачем он сюда прибыл, ни то, где он работает, ни даже… как его зовут. Полицейские в недоумении. Может, он нас разыгрывает? Да нет, на вид вполне нормальный и порядочный гражданин. Только вот «что-то с памятью моей стало». И даже не так, как в известном фильме «Джентельмены удачи» – мол, здесь помню, здесь не помню. А просто – напрочь у человека отшибло память. И никаких при нем нет документов. Что делать?
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–24)

«И ГОРОД СТЫНЕТ ПО НОЧАМ…»
Французские города

Все Города Европы похожи друг на друга в том смысле, что у них всех совершенно одинаковая городская инфраструктура: в какой бы Город в Европе европеец ни попал, везде он себя чувствует как дома – везде есть Центр Города с главной площадью, на которой расположена Мэрия, а где-то поблизости (или тут же на площади) – Церковь и Театр. Везде одинаковые паркинги, одинаковые банки и банкоматы. А на первых этажах зданий рядами выстроены магазины, кафе, рестораны… Везде есть сеть наземного транспорта, парки и фонтаны, архитектурные памятники и музеи. Скажете: «Так это в Городах всего Мира.» А вот и нет. Если вы приедете в Города Востока или Северной Африки (как Каир или Тунис), то увидите, насколько восточный Город отличается от западного: в нем совершенно другой дух, даже коммерция ведется совершенно иными, чем на Западе, методами, не говоря уже о том, что восточный Город – это прежде всего религиозный Город (как было с западным Городом в эпоху Средневековья). Но вернемся к Франции.
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–29)

«ЧЕСТЬ ОБЯЗЫВАЕТ»
Франция : Буржуазия и Аристократия

Но сытый, как известно, голодного не разумеет. Да и живут сытые (как и в прежние времена) своей клановой жизнью : за высокими заборами со злыми собачками (а порой и телохранителями), в своих кварталах, окруженные такими же сытыми и довольными, дети ходят в свои школы, где дружат с такими же детьми из тех же красивых кварталов, взрослые развлекаются (и по ходу ведут свой бизнес) в своих клубах, вступить в которые простые смертные не могут, на своих коктейлях, где собирается, опять же, свой «бо-монд», на своих же лыжных базах, куда стекаются всё те же сливки общества, и на своих пляжах на принадлежащих все тому же бо-монду островах… В метро этот народ не спускается, в дешевые рестораны не ходит,
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–31)

«ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ»
СМИ во Франции. Газеты, журналы, радио, телевидение

Помните, был такой в «период расцвета эпохи застоя» «полузапрещённый» тогда фильм «Полеты во сне и наяву» с Олегом Янковским в главной роли? Ах, помню и я как сейчас: сижу за партой, прилежная ученица старших классов, отличница, застенчивая девочка с характером (вот такое противоречие), сосед по парте списывает мое домашнее задание по алгебре, но идет урок английского языка, и «англичанка», строгая, молодая, энергичная и неординарная леди, рассказывает нам историю вышеуказанного фильма, который она где-то и как-то сумела посмотреть, и рассказывает, конечно, по-русски, потому, что иначе половина балбесов класса ничего в этой «тайной и смутной» истории не поймет. А мы, раскрыв рты, слушаем (правда, не все, есть у некоторых дела поважнее, вроде недосписанных домашних работ). А главное – конспирация! Потому что никому нельзя рассказывать о том, о чем поведала «англичанка», а если и рассказывать втихаря, то уж, конечно, не говорить о том, кто тебе об этом нашептал. Честное слово комсомольца. И в общем, всё это при дает рассказу какую-то особую атмосферу тайны. Мистики даже.
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–32)

«ДЕЛАЙ С НАМИ, ДЕЛАЙ КАК МЫ, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС»
Франция. Культура и псевдокультура, пропаганда через СМИ

Жил-был художник в Париже. Прислал он мне как-то раз Приглашение на персональную Выставку. Но, к сожалению, я по каким-то причинам не смогла ее посетить (а вообще, выставок проводиться в Париже в год больше, чем дней в году и, увы, от многого отказываешься). Через какое-то время прислал он мне приглашение на другую выставку, уже коллективную. Я посмотрела в еженедельной брошюре, что это за «Выставка 120 лучших художников» (проводится она в павильоне на Бастилии раз в год) и решила всё-таки сходить. И пошли мы с подругой… бродить по огромному крытому павильону. Нашли там и нашего художника. Поговорили о том о сём… Тут нагрянули какие-то посетители-покупатели, и хоть художнику было приятно общаться с обаятельными дамами, но ведь «первым делом самолёты».
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–34 начало)

«А ДАЛЬШЕ – ТИШИНА»

Если француз, несмотря ни на что, все-таки твердо стоит на своей горизонтали, то у русских почему-то наблюдается странная тяга к вертикали. Это замечал, например, Иван Бунин, которого, так же как и многих других русских писателей и поэтов, вдохновляли… кладбища. «Страсть к кладбищам – специфически русская черта», говорил он Ирине Одоевцовой. И характерно, например, что практически все русские туристы в Париже желают посетить знаменитые парижские кладбища (Монмантр, Монпарнас и Пер-Лашез) и русское кладбище, которое находится за пределами Парижа – Сент-Женевьев-де-Буа. (…)

Всех русских тянет, конечно, съездить на русское кладбище – Сент-Женевьев-де-Буа. Здесь более 10 000 русских захоронений. Напомним, впрочем, что среди многих других интересных Имен, здесь похоронены :
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–34 продолжение)

«А ДАЛЬШЕ – ТИШИНА»

Ну, а проводы и поминки ? А это еще одна история. Приведу пример из жизни : проводы по-французски и проводы по-русски (во Франции). И, надо сказать, разница здесь большая, да и вообще сами проводы, как лакмусовая бумажка, высвечивают Человека со всеми его достоинствами и недостатками, а так же являются ярким выражением человеческого менталитета и эмоциальности.

Вот вам первый пример. Проводы пожилой женщины, у которой остался, так же пожилой, муж, но детей у них не было, однако, родственников предостаточно. Так как же, вкрадце, происходят проводы по-французски ?
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–35)

«РАСЦВЕТАЛИ ЯБЛОНИ И ГРУШИ…»
Типично французское понятие Искусство жить

Жизнь продолжается. И приходит новая весна. Расцветают новые яблони и груши, новые силы – Природы и Человека. И в чем уж французы точно знают толк, так это в Искусстве жить. И это понятие очень характерно именно для французов, во Франции так и говорят: l’Art de vivre. Так что же это такое – Искусство жить? Странное, на первый взгляд, сочетание несочетаемого. Ведь само слово «искусство», в его романском понимании, означает «искусственное», изобретенное: вот, мол, есть живая роза, а рядом «изобретенная» – нарисованная, сфотографированная или даже зафиксированная на видеопленку, в общем, «искусственная». Правда, у греков, в отличие от древних римлян, слово «искусство» происходило от другого корня – «живое», «живущее». Для них искусство не выделялось еще из жизни, оно было неотъемлемой ее частью. И странным образом, сегодняшние французы ближе в понимании Искусства к древним грекам, чем к римлянам.
Далее…