По одной из анкет Статистического Центра было установлено, что около 75% населения Франции (считая с 15 лет) относит себя к той или иной религии. Из них, по этим же данным, три четверти – католики. И одна четверть приходится на все прочие религии во Франции : протестанты (2%), мусульмане (якобы 2%), евреи (иудаизм, 0,5%) и прочие (сюда входят православные, лютеране, буддисты и… сектанты). 25% населения не относит себя ни к какой религии. Глядя на эти данные, можно подумать, что ситуация с Верой во Франции вполне здоровая: католиков 70%, 5% – остальных, 25% – не относящих себя ни к какой религии. Но на самом деле, при более близком рассмотрении проблемы, оказывается всё намного сложнее и… не так мажорно, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, что значит, это подтверждение принадлежности к той или иной религии ? А это значит, что вы были в эту религию «посвящены» вашими родителями, будучи в еще несознательном возрасте. Но это еще не говорит о том, что вы верующий.(…)
Характерно так же, что число крещений среди католиков во Франции сильно упало : в настоящее время обряд крещения проходит лишь около 52% французских детей (в отличие от 84% в 1970 году!). То же самое относится к свадебному обряду – венчается в Церкви нынче лишь 25 % католических пар (95% в 1970г.!) Причины того и другого ? Задачка не сложная : если половина французов – «не совсем французы» и в брак вступают молодые люди различных верований, им оказывается нелегко отказаться от своей веры (даже если они особенно и не соблюдают обычаев своей религии). В результате – если один из молодоженов против чуждой ему религии, обряд венчания невозможен для обоих (заметить, между прочим, католическая церковь разрешает венчание с лицом другого верования, но это не меняет сути дела – венчаются всё равно всё меньше и меньше). То же самое касается и детей : ребенок, рожденный в семье католика и буддиста, или католика и православной, или протестанта и… буддиста – к какой религии он себя будет относить, когда вырастет ? Скорее всего, ни к какой. Хотя будет, возможно, верить в Бога.
Так зародился во Франции невиданный доселе верующий «космополитизм», который, по одной из статистических анкет, вырос за последние тридцать лет в три раза. И что этот термин означает? А он означает, что молодой человек (девушка) не относит себя ни к какой религии, не соблюдает никаких обрядов, но верит в Бога. В какого Бога? Ни в какого определенного. Просто как в Творца, заявляет он, как в Начало Начал. А как же обряды? Посвящение в религию? Этого он уже не знает. А какие моральные принципы диктует ему этот неопознанный объект – космополитический Бог? Какого нравственного идеала держаться в жизни (Закона, как в исламе? Самосовершенствования, как в буддизме? Сочувствия и любви к ближним, как в христианстве?…) А к какому Источнику обращаться в трудные моменты жизни? К каким божествам и святым обращаться? Какие молитвы читать?… Все эти вопросы (как и многие другие) остаются для этих людей нового, «космополитного», поколения без ответа. В общем, верующий космополитизм – это в некотором роде… Храм без Божества. (…)
Странным образом, характерно так же для Франции – этой мульти-национальной страны – присутствие большего количества верующих среди эмигрантов, чем среди французов (88% верующих среди эмигрантов), кроме того, в три раза больше среди эмигрантов-верующих, чем среди французов-верующих тех, кто пунктуально выполняет все обряды своей религии. А ничего странного в этом нет : Вера для этих людей, как… те самые стены дома, которые помогают выжить в чужой стране и не потерять собственное лицо, адаптироваться, не растворяясь при этом в чуждой массе. Вера для этих людей, как многовековая культура и традиция и как связь с соотечественниками… Вера для этих людей – как утверждение внутреннего стержня, смысла существования, и, конечно, нравственности, которая может быть отличной от нравственности той страны, в которой все эти люди живут. А живут они здесь, в т.н. лаическом государстве, т.е. Государстве, в котором Церковь отделена от Государства, а значит, и влияния ее на общественную жизнь. В Государстве, которое разработало свои, отличные от церковных (католических), законы и правила жизни и поведения в этом обществе. В Государстве, где государственная мораль во многом (о, во многом !) отличается от церковной (официально – католической) – как в общественной и профессиональной жизни, так и в личной. Так, например, католическая церковь долгое время выступала (и выступает) против развода, аборта, контрацептивов и даже, извините, презервативов. Ни современное французское Государство, ни граждане, в нем живущие, в большинстве своем, к этим волнам церковного протеста не прислушиваются (причем даже верующие, которые во всем остальном придерживаются церковных обрядов и, значит, разделяют церковную мораль данной религии). Почему? Что же, человек стал безнравственнее? Скорее всего, не в этом дело : француз ни лучше, ни хуже, чем в прежние времена. Только француз, живущий вот уже двести лет в правовом Государстве, научился Думать и не следовать слепо букве церковного Закона : мол, веруй, Там за тебя уже всё решили и решат. Француз (как вообще европеец) отобрал у священнослужителя прерогативу Думать за него. Но за свою жизненную Активность и ему, конечно, приходится многим расплачиваться. СВОБОДА СТОИТ ДОРОГО. Одна из цен ее – попытка построить Башню в вавилонском столпотворении.
Отрывок опубликован в журнале «Мастерская» (ноябрь, 2019)