Бог умер…
Ницше
О, да, чтобы поверить Актеру, необходимо не только усилие Веры в силу предлагаемых обстоятельств, нужно так же, чтобы сам Актер верил в то, что он творит на сцене, и, что еще важнее, в то, что тем, кто сидит в темном зале, нужна его Вера. Тогда возникает вспышка – момент взаимного Восхождения…
Вся жизнь наша похожа на большой театр. Но в этом Западном Театре жизни вдруг изчезла Магия Праздника Веры. Всё в нем стало по-позитивистки, по-материалистки, по-нигилистки и по-научному объяснимо и… банально-прозаично.
А началось это не сегодня. Первый камень заложила Великая Французская Революция 1789г. – провозглашенные Права Человека повлекли за собой… разрушение и разграбление Церквей и эшафот, куда поднялись с высоко поднятой головой король с королевой… где ее, голову, и оставили. Потом был длинный путь XIX века Франции с его процессами дальнейшей секуляризации, индивидуализации, эмансипации, прогрессом в области науки, медицины, литературы и искусства… И так человеку это понравилось, что поверил он в силу новых предлагаемых обстоятельств и решил… вообще отделить Церковь от Государства. Во Франции это произошло в 1905 году. Как видите, Россия своим Указом от 1918 года об отделении Церкви от Государства лишь последовала примеру великой Франции. Правда, такого вандализма по отношению к Церкви, которое наблюдалось на родине Сергия Радонежского, во Франции, конечно, не было : просто, отделили Церковь и перестали ее субсидировать, – мол, спасайся, кто может и как может. Вера стала личным делом каждого отдельного гражданина (вот она – оборотная сторона медали великого завоевания Французской Революции – Прав Человека !)…
Потом последовал длинный путь XX века Франции с его процессами дальнейшего роста Прав Человека и… благосостояния народа. Что правда, то правда : к концу XX века стали поговаривать об «экономическом чуде» Франции, стране, которая входит в пятерку самых сильных (экономически и технологически) стран Мира (вместе с США, Великобританией, Германией и Японией). И так человеку это понравилось, что сказал он себе: зачем вообще Церковь (и Бог), когда Государство взяло на себя почти все функции Церкви, – прежде всего, функции солидарности, помощи бедным, униженным и оскорбленным, функции Милосердия, образования и воспитания нового поколения, функции искусства и литературы – в общем, все те функции, которые на три четверти в былые времена принадлежали Церкви…
А потом ведь в этом вавилонском столпотворении вообще уже ничего не понять (вспомним из вышесказанного : официально, 20 % французов имеет одного из родителей – не француза и, неофициально, 45 % «не совсем французы»): какому Богу поклоняться (или богам)? Во Франции ведь «живут» христианский (католики, протестанты, православные, лютеране…), исламский, еврейский, буддийский, индийские Боги. А еще вон какие-то непонятные новые течения, секты (по последним данным, 172 секты во Франции!). А еще гуманисты, психоаналисты, экологисты (а это всё, оказывается, тоже Вера!)… И каждый проповедует свою – единственную и абсолютную – Истину. Поди ж тут, разберись!.. В общем, всё смешалось в доме Облонских.
Но давайте все-таки хотя бы попытаемся разобраться :
Остались ли еще верующие во Франции? Кто они – по возрасту, по социальному статусу, по происхождению? Какому Богу (или Богам) поклоняются ? Насколько крепки они в своей вере? И что ждет Францию – с этой точки зрения – впереди?
Отрывок опубликован в журнале «Мастерская» (ноябрь, 2019)