…А это спорный вопрос, – может быть, и купишь. Но это, как правило, начиная с шестого, а еще чаще восьмого года обучения. А пока ваше чадо лишь вышло из детсадовского возраста, пора – в школу! Начинается учебный год не первого сентября, как принято в России, а – то четвертого, то седьмого, а то вообще двенадцатого сентября, год на год не приходится. Детей в начальной школе собирают на школьном дворе и… разводят по классам. Ни “митинга” в связи с началом учебного года, ни поздравлений, ни выступлений учащихся, ни цветов учителям в этот первый праздничный день не предусмотрено. И вообще он больше похож на обычный будничный день.
Начальная школа представляет собой: подготовительный класс (CP) – с шести лет, обязательный, затем первый элементарный (CE1) и второй элементарный (CE2) и – первый средний (CM1) и второй средний (CM2) классы. Т.е. начальная школа включает в себя 5 лет обучения.
Затем следует колледж – с “обратной” нумерацией классов : шестой класс, пятый, четвертый и третий, т.е. 4 года.
И в конце обучения – лицей – 3 года: второй класс, первый класс и так называемый “терминал” — “окончательный”. Итого, 12 лет среднего образования. Колледж и лицей бывают под одной крышей, но начальная школа всегда отделена.
В колледже кроме обычных четвертого и третьего класса существуют 4‑ый и 3‑ий “технологический”, после которых идет два или три года обучения в выбранном профиле и… путь к высшему образованию крайне лимитирован, если не сказать больше (закрыт), т.к. для поступления в высшее учебное заведение необходим диплом о среднем образовании, а не профессиональный сертификат. Т.е. понятно, что “ориентируются” в эти “технологические” классы “отстающие” ученики. /…/
В лицее, в классе “терминале” существует несколько “секций” двух категорий: три секции общей категории – секция А – литература, гуманитарные науки, искусство, секция B – экономика и социология, С – математика, биология, физика; и четыре секции технологической категории – наука и техника, индустрия; лаборатория; секретариат, бухучет и информатика; медицина и социология. Надо заметить, что девушек больше всего в секциях А и по секретариату, а юношей – в секции С и по информатике…
Как правило, дети всех слоев населения начинают обучение в обычной публичной школе своего района, к которой они “прикреплены”, другое дело, что районы бывают разные по населяющему его контингенту, а от этого будет зависеть и то, какое окружение получит в классе – и школе в целом – ваш ребенок. Надо сказать, из-за этого очень важного момента родители порой просто вынуждены менять место жительство: чтобы ребенок мог учиться в “приличной” школе. Можно, конечно, отдать ребенка и в частную платную школу, никуда и не переезжая, но далеко не всегда это является лучшим вариантом, т.к. нередко в частную школу попадают школьники, которые в обычной школе просто на просто “не тянут” – прежде всего потому, что не справляются с нагрузкой и не обладают быстротой реакции, рассеяны или медлительны. В обычной французской школе в классе – 22–28 учеников, и учитель не может уделять особое внимание ученикам, которые “отстают”. В частной школе классы намного. Есть так же частные школы закрытого типа – пансионы – как правило колледжи, а чаще лицеи. Это “элитарный” тип школьных заведений, в иной пансион и за деньги не “протащишь” свое чадо…
Во Франции школьный день составляет около 5ч. 30мин! Для сравнения: в Германии — начальная школа – 3ч.15мин., колледж/лицей – 6ч. 44мин., в Англии – нач. школа 2ч. 57мин., к/лицей – 3ч. 47мин., в Италии – нач. школа 4ч. 15мин., к/лицей – 5ч. 27мин.
Во французской школе наблюдается невероятная подвижность классов : дети каждый год меняют классы, каждый раз с новым контингентом и с новыми учителями, и как минимум три раза за школьные годы меняют учебные заведения – начальная школа, колледж, лицей, но нередко и больше – четыре-пять школ за двенадцать лет обучения! Все это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом состоянии ребенка, а затем и подростка, т.к., с педагогической точки зрения, такая система не дает возможностей для выработки гражданских и нравственных качеств – прежде всего, чувства жизни в товарищеском коллективе, а так же тяги к настоящей дружбе с ровесниками и уважения к преподавателю. Вместо этого французская школьная система вырабатывает дилетантизм во взаимоотношениях, но с другой стороны, способность быстро адаптироваться к изменившимся условиям. Вообще говоря, необходима широкая реформа школы.
Надо сказать, что есть здесь и другая проблема широкого масштаба : современная французская школа, в отличие от нее же сорок лет назад, готовит прежде всего будущего работника, но никак не гражданина Франции. Т.е. упор делается на обучении и – уже с тринадцати лет – на выборе будущей профессии, воспитание же гражданских и чисто человеческих качеств полностью отдано на откуп семье… если она способна выполнить подобную миссию, крайне трудно реализуемую в современном обществе, и это касается всех слоев : в низших – ее реализация затруднительна потому, что эти родители не имеют достаточного культурного багажа, в средних и высших потому, что нередко оба родителя работают и достаточно уже того, что помогают детям усваивать школьную программу, а до “воспитания” чувств “руки уже не доходят”. Подобный переворот в сторону профессионального обучения был сделан в “революционные” шестидесятые годы, когда было замечено, что школа “отделена” от производства. И… был совершен перегиб в эту сторону. В наше время, пожалуй, наступил момент некоторого застоя во французском школьном обучении, а специалисты указывают на явный недостаток ее “воспитательных” сторон. Это отражается, между прочим, и на увеличении преступности среди подростков, причем возраст “преступников” (прежде всего, в области “хулиганства”, угона машин, мелкого воровства и т.п., но и все чаще в области серьезных преступлений – изнасилований и убийств) становится все моложе. Общественность бьет тревогу и… обращает взоры к школе, где находит, увы, неутешительное зрелище “невоспитанного поколения”. И надо сказать, в этом “виновата” сама система обучения, ее методы, – ведь воспитывать – чувства взаимопомощи, любви к ближним, уважения к старшим, бережного отношения к окружающей среде, природе, исторического чутья и патриотических чувств и т.д. – возможно, при соответствующих методах, во время обучения : на тех же уроках французского языка, истории, географии, природоведения или биологии. Однако ни программа, ни учебники не позволяют этого сделать, т.к. в них ИСКЛЮЧЕНЫ материалы нравственного порядка. Есть разные точки зрения на этот счет. Одни говорят, что “морализирование” в школе возложит фундамент для некоего единого “нравственного” воспитания, в одном для всех русле, а это приведет к некоему тоталитаризму одного единственного взгляда ! Другие продолжают эту мысль, добавляя, что современная французская школа отличается большим этническим разнообразием и для каждого “этноса” – своя “мораль”, которая может коренным образом отличаться от французской “морали”… На что, впрочем, можно было бы сказать – в чужой монастырь со своим уставом не лезь. И почему, собственно, эти разнообразные народы – выходцы из Африки, Азии и меньшей частью из Европы – живя на территории Франции, пользуясь ее гостеприимством и благами, не должны подчиняться тем же законам и той же “морали”, что и “коренные” французы?
Сказать ли больше, – во французской начальной школе и в первых классах колледжа нет предмета “французская литература”! Это, конечно, не значит, что школьники совсем ее не изучают, они это делают… на уроках французского языка. Учебник французского языка “напичкан” либо короткими произведениями французских писателей XIX и XX века, либо “экстрактами” из больших произведений писателей или просто информационного порядка. После этих “кусков” в учебнике стоят вопросы, на которые ученик должен ответить – письменно или устно, причем вопросы исключают какое-либо “морализирование”, а касаются лишь деталей изложенной истории, умения найти связующие звенья или умения “вытянуть” историю в хронологической последовательности, исключив все “побочные явления”. Если же вы попытаетесь выяснить у вашего ребенка, кто “плох”, кто “хорош” в прочитанной истории, а так же попросите проанализировать характеры персонажей, ничего кроме удивления в ответ от вашего чада вы не получите, т.к. “это в программу не входит”… Стоит ли после этого удивляться растущей с каждым днем преступности, если сама школьная система не развивает в ребенке чувства “что такое хорошо и что такое плохо”…
Уровень знаний. Он определяется по 20-ти-бальной шкале : оценки 1–9 – “ниже среднего” (с такими оценками в лицеях в обычных его секциях учеников вообще нет, они “отсеиваются” еще в колледже, переходя на профессиональное обучение, как правило, рабочим специальностям), 10–11 – “средние” знания, 12–13 – “посредственно”, 14–16 – “хорошо”, 17–20 – “отлично”. В конце каждого триместра (т.е. три раза за учебный год) выставляются в табельном листе оценки по всем предметам и – общая оценка: оценки по всем предметам складываются и делятся на количество предметов… тем самым как бы выводится общий культурный уровень ученика… что кажется автору достаточно иллюзорным и даже абсурдным.
Если ваш ребенок все-таки получил диплом о среднем образовании, так называмый бакалавр (bac), то считайте, что вы не зря прожили эти двенадцать лет. Во-первых, потому, что ваш ребенок попадает в 58% детей, окончивших школу с дипломом о среднем образовании (в 1950г. – их было только 5%, в 1960г. – 12%…). Остальные… остались без диплома, т.к. не получили на контролях и экзамене хороших оценок, дающих право на диплом, а другая часть прошла обучение по профессиональному обучению и получила соответствующий профессиональный сертификат. И во-вторых, – что вытекает из предыдущего : вашему ребенку прямая дорога в высшее учебное заведение.
Наблюдается увеличение количества студентов по специальностям инженер/…/, программист, и особенно в Высших школах коммерции и административного управления. С другой стороны, наблюдается уменьшение числа студентов в области медицины. Кроме того, начальная зарплата у врача не соответствует всем тем “мукам” учебы и тяжести самой работы, а открыть свой кабинет может далеко не каждый молодой врач, т.к. для этого нужен и начальный капитал, и – что не менее важно – пресловутые “связи”, а ни того, ни другого у молодого специалиста-медика чаще всего нет… Заметить, зарплата низкая и у молодого преподавателя школы – ниже всего в начальной школе, выше в лицее – около 1.300–1.500 евро в месяц (а в конце школьной практики – 1.800–2.800 евро в месяц. Для сравнения : кассирша в магазине без диплома о среднем образовании получает примерно 1000 евро в месяц, секретарша в бюро без диплома о высшем образовании – 1.200–1.300 евро, но инженер уже в начале практики может расчитывать на то, на что учитель – только имея двадцатилетний стаж работы).
Поступление в высшее учебное заведение происходит либо на конкурсной основе (экзамены), но чаще всего и на свободной (без экзаменов).
Высшее образование во Франции разбивается на несколько периодов: 1) два года обучения (DEUG), после которого вы можете, сдав экзамены, получить соответствующий диплом и – либо покинуть заведение, либо продолжить обучение – последнее, конечно, лучше – для получения “полного” “законченного” высшего образования. 2) так называемый licence, — третий год обучения, и как правило, самый сложный : множество практических работ и предметов, сложные экзамены, после которых вы так же можете покинуть заведение или – снова подать документы на последующий период обучения, т.е. 3) так называемый maitrise, четвертый (и может быть так же пятый) год обучения. На этом курсе вы выбираете тему для вашей дипломной работы, занятия лимитированы – бывают не каждый день, а в некоторых случаях вообще только раз в неделю, все остальное время вы работаете самостоятельно, в библиотеках, архивах и/или лабораториях, время от времени консультируясь с вашим преподавателем. В конце этого цикла вы сдаете экзамены (плюс дипломная работа) и в случае хороших результатов получаете диплом о высшем образовании.
Существует множество высших учебных заведений, но в общем они делятся во Франции на два типа: Университеты и Высшие школы. Университеты дают богатое “общее” образование, но в последнее время все больше критикуются за отрыв от жизни, сфер практической деятельности. С этой точки зрения, конечно, предпочтительней Высшие школы – т.к. они готовят работников, специалистов, т.е. более практичны, и если вы не собираетесь быть ученым и/или заниматься теорией (будь это в области медицинских исследований, лингвистики, культурологии или теории искусства), то лучше выбрать Высшую школу, чем Университет. Существует еще так называемое “Непрерывное Образование” (Formation Continue): при Университетах и Высших школах, нечто вроде Курсов – от нескольких месяцев до двух лет, как “дополнительное” образование. Как правило, работники предприятий, офисов направляются на эти курсы : чаще всего, иностранного языка, информатики, но это может быть что угодно – от курсов массажа и визажистов для специалистов в области “эстетики” до курсов звукомонтажа в кинематографе.
Кроме того, есть многочисленные Курсы-Стажи так же при высших учебных заведениях. В отличие от “Непрерывного Образования” они менее регламентированы, стоят дороже, но и преподавание в этих “частных лавочках” может не всегда соответствовать желаемому уровню. Но с другой стороны, за деньги – в самом прямом смысле слова – вы можете купить себе “ума”, то бишь сертификат, который, конечно, не сравним с дипломом государственного престижного заведения, но тем не менее значительно повышает ваши шансы найти работу в выбранной области.
Ну, а дальше?… Дальше все зависит – увы – не столько от вашего диплома и ваших “семи пядей во лбу”, сколько от… “ну, как не порадеть родному человечку!”, а так же – в большой степени – от умения налаживать контакты.
Данная глава из эссе о Франции опубликована в альманахе «Русское Зарубежье» (стихи/проза/публицистика, Волгоград, Изд. Перископ-Волга, 2020) и на сайте портала Евразийской Творческой Гильдии (Лондон, Великобритания) в рамках международного конкурса “Евразия — 2021”.