Софья Оранская

Часть I – Глава 10

«ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ!»

(Права ребенка. Права наследования)

Наконец, он – или она – родился! Первый… второй… третий? Впрочем, у “стареющей” нации иные перспективы. Стареющей ее называют специалисты по демографическим изменениям, а изменения эти таковы, что демографический профиль Франции становится все более “старым”: 1,6 ребенка на каждую женщину, в возрасте от 18 лет до климакса, с одной стороны (четыре десятилетия назад – 2,9), для сравнения в современных Англии – 1,7, Германии – 1,3, Италии – 1,2, и резкое увеличение продолжительности жизни за последние 50 лет, с другой стороны – 82 года для женщин, 74 – для мужчин (для сравнения, в современных Англии – соответственно 79 и 74, Германии – 79 и 73, Италии – 81 и 75, России – 72 года – для женщин и только 58 лет – для мужчин! не следствие ли массового алкоголизма?)

Говоря же о том, “сколько”, хочется заметить, что много (более трех детей на семью), пожалуй, только у “нетипичных” французов – выходцев из Азии и Африки. Соответствующих официальных данных на этот счет автору не удалось найти, но и к бабке не ходи, это видно “на глаз”, из наблюдений над окружающей средой. Один знакомый француз-юрист как-то сказал автору этого эссе, что различные данные о представителях всех наций на территории Франции – как то: браки, в том числе и смешанные, рождаемость, рабочая занятость, преступность и т.д. – есть в Министерстве Внутренних дел страны, но… не афишируются. Часть из этих данных можно найти в Статистическом центре, открытом для публики, но только часть.

 

И все-таки, он – или она – родился! Он еще сам ничего об этом не знает, но уже с первой секунды своей жизни обрастает вопросами, проблемами, Правами и Обязанностями.

Вопрос первый: Гражданство? Кто он – француз или не француз? А из этого логически вытекает все последующее. Он – француз, если:
– он “естественный” или рожденный в Браке от хотя бы одного родителя-француза (“право по крови”),
– он ребенок, рожденный во Франции от родителя-иностранца, который в свою очередь был рожден на территории Франции (“двойное право земли”),
– он ребенок, усыновленный французской семьей (полная адаптация),
– он ребенок, рожденный на территории Франции от неизвестных родителей.

Вопрос второй: Права? Во-первых, Права Человека, декларированные в 1789 году – и неизменные и сегодня – среди которых Право на:

  • свободу, на собственность, на защиту от посягательств на личность и собственность (статья 2);
  • образование, возможность иметь любую работу, вне зависимости от социального положения (статья 6);
  • собственное мнение и религиозное исповедание (статья 10);
    свободу самовыражения, в том числе через прессу и другие средства коммуникации, не имеющая своей целью дискриминацию других членов общества (статья 11);
  • собственность, которая является неприкосновенной и священной (статья 17).

И – во-вторых – Право на Наследование капитала. Право это в современном французском обществе оказывается крайне запутанным и сложным. Уже родившись, ребенок, по закону, начиная с самой Декларации Прав Человека, имеет Право на собственность – прежде всего, собственность своих родителей, передающаяся по наследству. Но… порой их еще надо доказать, свои Права.

Так, например, если родился ребенок в неофициальном союзе – в Сожительстве, и отец вдруг не захотел составлять акт Признания ребенка, а потом и вообще “исчез”. Мать ребенка, а позже и сам ребенок, знает, что ее бывший сожитель обладает значительным капиталом, но ребенок сможет получить свою часть наследства только в случае акта Признания или… после посмертного вскрытия останков своего отца (для доказательства, что именно он является отцом).

Естественные” дети, дети, рожденные от внебрачной связи, и дети, рожденные в Браке, имеют различные Права на Наследование.

Ребенок, который остался после развода с матерью, которая вторично вышла замуж – какие Права на Наследование он имеет: отца или отчима? или сразу с двух сторон? Если отчим производит полную адаптацию, тогда ребенок не имеет Прав Наследования от биологического отца, с которым его мать состояла в первом Браке, а только от отчима, если частичную адаптацию – тогда от обоих. Но если мать разведется вторично, ребенок потеряет Право Наследования от отчима, т.к. усыновленный ребенок с этой точки зрения не уравнен биологическому, а Право Наследования от биологического отца может быть и не восстановлено.

Если у ребенка от первого Брака появляется брат или сестра только по матери (вступившей во второй Брак) или только по отцу (вступившем во второй Брак), то Права также могут быть различными.

Если, представить, вы имели в Браке детей, а затем развелись и у вас родился снова ребенок, но не в новом Браке, а от свободного союза, то этот “естественныйребенок не будет иметь те же Права, что его старшие сводные братья и сестры.

Вопиющей несправедливостью являются и подобные случаи: представьте, что ваша супруга родила ребенка, но вы не являетесь его биологическим отцом. Если вы состоите с ней в Браке, никакого акта Признания ребенка не требуется, ребенок считается вашим (просто по самому факту его рождения в официальном Браке), и автоматически – хотите вы или нет – он является наследником вашего капитала. Но в данном случае вы знаете, что не вы его породили. И… тем не менее именно он будет наследовать ваш капитал или ваше дело, даже если вы разведетесь с вашей женой, его матерью.

И наконец, самыми скандальными – и здесь автор лишь подтверждает мнение других французских специалистов – с точки зрения насилия над Правом ребенка на Наследование являются случаи, когда ребенок даже не имеет Права знать своих родителей: дети до года, отданные в Детские Дома – “Дома Социальной помощи детям”; рождение детей от анонимного отца-донора; а также невозможность заставить отца ребенка, жившего с его матерью в свободном союзе или Сожительстве, произвести генетическую экспертизу для установления отцовства.

Вся эта и подобная ей многочисленная путаница в Наследовании является следствием разложения статуса Семьи и Брака: эмансипации женщины, ее нового статуса в обществе, прежде всего.

Вопрос о собственности – один из центральных вопросов любого капиталистического общества потому, что на этом вопросе держится развитие всех производительных сил, и нередко передача капитала и дела следующим поколениям имеет своей целью передачу тайн мастерства: так обстоит дело в виноделии и сыроделии, парфюмерной промышленности и многих других областях.

Проблема Наследования впрямую зависит от вопроса так называемой филиации, т.е. той единственной связи (по крови или иначе), которая определяет Право на Наследование.

Здесь существует как бы три оси данной проблемы, которая пока не имеет своего конкретного разрешения во французском законодательстве:

  • установление, даже и форсированное (насильное), филиации для точного определения – кто есть кто и кто кому что, по закону, должен.
  • уравнение в Правах детей, рожденных в Браке, рожденных вне Брака, естественных и адаптированных.
  • уравнение в Правах и Обязанностях – в моральном и материальном плане – матери и отца.

То, что кажется простым на первый взгляд, на самом деле оказывается крайне сложным – и с законодательной, и с моральной точки зрения. Возникает много вопросов того и другого плана: как согласиться с тем, что ваш ребенок, рожденный в Браке, будет иметь равные Права с “нагуленным” вашим супругом (супругой) на стороне? Можно ли запретить паре Материнство по субституции (вынашивание плода в животе посторонней женщины, которая в ряде случаев является и матерью ребенка) или Прокреацию медицинским путем (сперма донора, а ребенок – законодательно – должен иметь Право знать своего отца)? Заставить сбежавшего папашу установить отцовство через генетический анализ – не значит ли это – пойти против существующей в законодательстве статьи о невозможности насилия над человеческим телом? Но ведь в случае “ненасилия” у биологического отца больше Прав, чем у его ребенка, и значит нарушен принцип Справедливости (надо заметить, что, например, в Германии форсированное определение отцовства существует). Что же касается предложений юристов уравнять всех детей в Правах, то можно себе представить, что это за собой повлечет: взрыв разводов, уменьшение Браков и увеличение Сожительств, зачем жениться, если Права одинаковые, а Обязанностей в Браке больше, чем в Сожительстве?! В конечном счете, к ускорению – в геометрическом прогрессии – окончательного развала статуса и престижа Семьи.

Вопрос о собственности иособенноо Наследовании капитала может показаться российскому читателю далеким и непонятным с точки зрения российской жизни и законов: мол, всё это из другой жизни, нам этих вопросов не решать. Автору, впрочем, думается, что – очень даже и решать – придется, и не в таком далеком будущем. И Россия неизбежно столкнется с подобными проблемами. Потому что вступив на неизведанный новый, какой-то особенный, “свой” путь развития, Россия – нравится ей или не нравится – тем не менее вписывается в ту же – старую, и, спорный вопрос, загнивающую или нет, систему, в которой собственность и отношение к ней являются определяющими. И скоро нынешний предприниматель начнет задавать себе вопрос – кому передавать в будущем свое дело, свой капитал? Чужому дяде, неизвестному государственному чиновнику? Или все-таки близким родственникам, прежде всего – детям? И думается также, что данные законы должны вырабатываться уже сейчас.

Говоря о Правах ребенка, неизбежно встает вопрос – а какие у него, собственно, Обязанности перед родителями? Он еще только родился, но уже Обязан, прежде всего:

  • жить со своими родителями и подчиняться их требованиям до своего совершеннолетия и
  • будучи взрослым, помогать им – материально – если они в этом нуждаются.

Что касается этих правил, то они впрямую зависят от тех Обязанностей, которые несут на себе родители по воспитанию и необходимому материальному обеспечению ребенка. В случае отсутствия таковых с ребенка снимаются и его Обязанности по отношению в “неблагополучному” родителю: так, например, отец, который после развода не платил алиментов и/или не проявлял никакого интереса к своим детям, не может рассчитывать на их помощь в старости, имеющую во Франции законодательную силу в виде алиментов с детей родителям по старости.

Париж

Данная глава опубликована в подборке шести глав на тему «Французская семья» в альманахе «Царицын» №1(12) – Волгоград: Изд. Перископ-Волга, 2024.