Софья Оранская

Часть I – Глава 28

«БРОЖУ ЛИ Я СРЕДЬ УЛИЦ ШУМНЫХ…»

(Париж во всей своей красе)

Входя в Париж, мы входим с вами в Историю. Потому что не так уж много найдется на земле Городов, bсторическая жизнь которых столь продолжительна: более двух тысяч лет.

Входя в Париж, мы входим с вами в Искусство. И искусство не как нечто “искусственное”, Над жизнью и Вне ее, а как Неотъемлемая ее часть. Потому что Париж – это архитектурный шедевр: поражающий своей целостностью, своим единством – то самое совершенство, где уже ничего нельзя убрать, но и опасно что-либо добавлять и “исправлять”.

Первое упоминание о Париже – тогда еще не Париже, а Лютеции – приходится на 52 год до нашей эры. Тогда, завоеванное романцами, это “местечко”, основное поселение паризийцев, и входит в историю. В I веке нашей эры романцы переносят центр на холмы Святой Женевьевы. В III веке, после нашествия германцев, город переносится на остров Города (ситэ) и получает название Париж. В 360 году Юлиан именно здесь провозглашается Августом. Город растет, но в 857 году сжигается Нормандцами. И… постепенно, как птица Феникс, возрождается из пепла, а в XI веке фортифицируется. В XII веке здесь бурно развивается коммерция, начинается строительство Собора Парижской Богоматери. В 1215 году был создан первый Университет, а 1257 году – “родилась” Сорбонна. Однако счастливые эпохи сменяются кровавыми, и XVI век подарил Франции кровожадные подарки Истории – перерезанные горла протестантов в Ворфоломеевскую ночь (1572г.). А между тем, идут внутри-дворцовые “войны” – одни короли сбегают, узурпаторы выдвигаются, одних травят, других “провозглашают”… В общем, идет повседневная дворцовая жизнь. Наконец, в 1682 году Людовик XIV переносит Двор в Версаль (подальше от городского шума и народа и поближе… к природе).

В XVIII веке Париж, огромный по тем временам город (600 тысяч га), становится Культурным Центром Европы. Но Культура одних строится за счет страшной нищеты и отсутствия каких-либо Прав других, и – антагонизм разрушен… как и взятая 14 июля 1789 года Бастилия. С этого момента начинается новая Эпоха – Парижа, Франции, французского народа. С Провозглашения Декларации Прав Человека и… экзекуции короля и королевы (21 января 1793г.).

А город между тем растет и перестраивается. Но самые значительные изменения происходят в XIX веке. Фактически, Париж, который мы знаем сегодня, его внешний облик, его Лицо – это Париж XIX века. В 1841–1845 годах новая часть города была построена. В 1848 году отгремели революционные события, а одиннадцать лет спустя 11 прилегающих к Парижу городов включено в территорию Парижа. В 1860 году парижских округов становится 20 (до этого было 12), что и сохраняется до сегодняшнего дня. Грандиозные строительства осуществляются в Париже в период с 1853 по 1870 год, под руководством знаменитого барона Османна. В 1871 году парижская Коммуна транcформирует статус муниципальных властей столицы и… аннулирует статус мэра города. И§ наконец, XX век знаменуется для Парижа не великими архитектурными шедеврами, а черным пятном немецкой оккупации (1940–1944г.г.). Но с другой стороны, изменениями своего “правового” статуса: в 1975 году Париж получает статус коммуны и департамента, в 1977 году избран, наконец, мэр города (Жак Ширак, с 1995 года – Жан Тибери), а с 1988 года мэр избирается в каждом округе.

А Над этим, Вместе с этим, Внутри этого – переплетаясь с Историей приходящего и уходящего в мир иной живущего здесь Человека – то, что этим Человеком создано. То есть сам Город. С его Архитектурой, Парками, аллеями, булыжными мостовыми (ох, уж эти булыжные мостовые! Бедные модницы на каблуках-шпильках… Но тогда ведь ходили в башмаках, а другие разъезжали в каретах!), со своими дворами-колодцами, где окна выходят на окна, а солнце появляется в зале лишь по утрам, а потом – полумрак… точь-в-точь как в петербургских меблированных квартирах романов Достоевского. Но снаружи – дом само совершенство!.. А если подняться на Триумфальную Арку или на просмотровый этаж Центра Помпиду, или – еще выше на Башню Монпарнас, или – еще лучше на Эйфелевую Башню… то можно увидеть город как на ладони! И крыши, крыши домов – один к другому впритык (совсем не так, как в Москве!), и Булонский лес, и Лувр, и зеленый купол Гранд Опера, и на холме Собор Сакре-Кёр (Священное Сердце), и османновские перспективы-проспекты… И как-то странно устроен этот волшебный город: стили смешаны – остатки романских построек, готика, эпоха Возрождения, эпоха Классицизма, здания со смешением стилей (как Гранд Опера) и, наконец, стиль модерн, постройки XX века… Но как-то загадочно всё это уживается вместе, причем так, что человеку, не разбирающемуся в художественных течениях, это смешение вообще незаметно: настолько гармонично они слиты.

На самом деле, конечно, здесь много такого, что наивному туристу просто не видно, то есть много довольно прозаичного и совсем незагадочного. Например, все, что касается сухих, но строгих законов, касающихся архитектурных памятников и их сохранения, а так же новых построек. Например, в самом Париже запрещен снос частных зданий (жилье для населения) в ряде округов и строительство на их месте зданий нового типа. Чтобы это не “портило городской пейзаж”. Чтобы не было эклектики. Вы можете сделать изменения внутри здания, но и здесь необходимо соблюдать все необходимые “меры безопасности”, иначе от ваших бурных инициатив и здание в один прекрасный день сможет дать трещину, а потом и рухнуть. Поэтому делать, все что угодно даже в вашей собственности – будь это собственность-бюро, собственность-магазин или собственность частная квартира – вам все равно не разрешат. С другой стороны, если предусмотрено какое-то новое строительство, то архитекторы должны придумать что-либо такое этакое, чтобы новое здание гармонировало с окружающей его архитектурой и, конечно, той эпохой.

Но… пойдем дальше. Собор Сент-Осташ, по правую сторону от этого Собора находится Центр Помпиду, архитектурное чудовище двадцатого века, одно единственное на весь Париж (но что сделаешь, у Президентов тоже бывают свои прихоти! Не так так эдак войти в Историю). Прямо перед Собором, если пройти минут пятнадцать в сторону Сены, – огромный знаменитый магазин “Самаритэн”, а по берегу Сены – магазины, в которых продают животных (щенков, котят, попугаев, канареек, рыбок… ящериц, змей) и цветы. А слева от Сент-Осташа знаменитая улица Риволи, где, с одной стороны, Палэ-Руаяль, с другой – Лувр. И еще чуть дальше, около Лувра, парк Тюильри. В любое время года здесь можно гулять, но только летом устанавливают аттракционы. А по улице Риволи всегда идет бойкая торговля сувенирами, самое туристическое место в Париже. Не доходя до Конкорда, свернем, чтобы выйти на знаменитый Пляс Вендом. Знаменитый тем, что здесь находятся самые богатые дома Парижа и самые дорогие и престижные магазины драгоценностей. Потом можно пройти дальше – к Церковь Мадлен (Церковь Святой Марии Магдалены, классический стиль). Вы выходите на бульвар Капуцинов (помните? – знаменитый бульвар Капуцинов… Только в действительности он совсем не такой, как у столь же знаменитого художника-импрессиониста) и попадаете на площадь Оперы. За спиной Гранд Опера – Девятый округ, впереди – Второй. Вы можете пройти десять минут, и за спиной Оперы обнаружите огромный магазин “Галери Лафайет”… Если вы туда забредете, то до вечера уже не выберетесь, так что лучше оставьте эту затею, вернитесь во Второй округ и пойдите посетить Биржу (Bourse), и недалеко от нее – Национальную библиотеку. Дальше вы можете сесть в метро и проехать прямо в северную часть Парижа – на Монмартр. Забираться туда, на холмы Монмартра, правда, вам придется ножками или на фуникулере. Здесь вы первым делом попадаете в Собор Сакре-Кёр (который и виден вам уже снизу, при выходе из метро). А потом… вы смешиваетесь в толпе на площади, где обязательно художники предложат вам свои рисовальные услуги. Здесь же, на площади, вы можете приобрести на память о Париже картину натурального изготовления или многочисленные иллюстрации. Пройдя кругами по узким улочкам Монмартра, посетив музей Дали, вы возвращаетесь на площадь перед Сакре-Кёр. А какой вид! Особенно если солнечный день… Единственно, что портит впечатление – мелкие продавцы с рук открытками и нелепыми сувенирами. Да и верно, раздражает – вы только задумались о судьбе… Парижа, народа… вашей собственной жизни… а вас уже дергают за рукав “Купите сувенирчик!”… Так, вы идете дальше – обратно к Сене, и на Левый ее берег, сначала в Шестой округ: шумный, но молодежный, так как здесь располагается Сорбонна и ее филиалы и другие институты. Можно посетить Пантеон, потом пройтись по Сорбонне и, наконец, пойти в Люксембурский сад, где сесть в тени (или на солнце, кому что больше нравится) и… смотреть на фонтаны и статуи (есть там и статуя знаменитой Марго) и не бояться, что кто-то дернет вас за рукав, прося что-нибудь купить или требуя за что-нибудь заплатить, или сгоняя со стульчика или скамейки. Вообще этот парк – чудо Парижа, особенно, если учесть, что парков в Париже, к сожалению, не так уж и много (хотя городские власти и делают очень многое по озеленению Парижа, но… не сносить же дома, которые понастроили впритык один к одному, а когда это делалось, человек еще не думал, чем он будет дышать… через сто лет: машин-то в то время не было!)…

Но вот, вы немного отдохнули и можете идти дальше. А дальше – Монпарнас (Четырнадцатый округ) и Башня Монпарнаса (можно подняться наверх и увидеть весь Париж). В воскресенье у Башни, на одной из улиц, проходит выставка-продажа профессиональных художников – под открытым небом. Можно зайти… полюбопытствовать. Так как купить вряд ли что-либо вам удастся (цены кусаются). А рядом вы можете посетить кладбище Монпарнаса. Здесь покоится прах русского художника Сутина, художника и скульптора Задкина, французской писательницы Маргерит Дюра, певца Сержа Гинзбурга, поэта Шарля Бодлера, писателя Ги де Мопассана… И станет вам немножко грустно, и захочется вернуться к жизни. И вообще уже время обеда (или даже полдника). Так, выходя за ворота, вы вдруг чувствуете, как ужасно вам хочется… есть. А уж чего чего, а кафе и разных закусочных на Монпарнасе более чем хватает: классические кафе, текс-мекс, бретонские блинчики с ветчиной, или брюссельскиее устрицы, или индийские, китайские, тунисские кафе… или просто сандвичи, с ларьков.

Перекусили? Идемте дальше. Дальше – прямиком на метро до станции Инвалид (Седьмой округ). Никаких инвалидов там нет: вы выходите и попадаете в Музей Оружия и Собор Инвалид, в котором хранится прах – саркофаг – Наполеона. А Инвалидом это место называется потому, что когда-то здесь был госпиталь для военных. В Музее Оружия вы обязательно обратите на пушки разных эпох, обмундирование, восстановленную комнату Наполеона в конце его жизни, а в части современных войн – фотографии концлагерей и даже горсть русской земли, взятой кем-то во время Второй Мировой войны (то ли под Сталинградом, то ли под Курском).

Если у вас еще есть силы, поедемте на Эйфелевую Башню! Подходит вечер, самое время посмотреть на Париж с высоты птичьего полета, на Париж, зажигающий огни… Только два этажа вам придется идти пешком, по боковой железной лестнице (минут по пятнадцать на каждый пролет) потому, что на лифт всегда огромная очередь: поверьте, вы в два раза быстрее дойдете, чем доедете на лифте. А со второй платформы идет на Верхушку несколько лифтов, там тоже очередь, конечно, но движется очень быстро. А наверху, в закрытой части за стеклами, есть указатели – во-первых, всех достопримечательностей, которые открываются перед вами и, во-вторых, стран Европы, в том числе, и России, Америки и Азии. И в какую бы сторону вы ни смотрели, вы будете знать – что там-то находится Лондон, за столько-то км. от Башни, а в другой стороне – Прага или Москва.

Но вот зажигаются первые огни, и потом еще, и еще… Город в огнях. Чем он живет? Чем дышит? Его 9 миллионов человек, с ближайшим пригородом. И видеть это сверху… как-то немножко странно и даже мистически-жутковато… с непривычки. Поедемте-ка на Елисейские Поля (Восьмой округ), вечер – самое время для прогулок по Центральной улице Страны. А если вы утром заказали на вечер два билета в одно из самых шикарных Кабарэ Мира – “Лидо” (от 75 до 120 евро за билет), то считайте, что день ваш удался. Особенно если идете вы туда с любимым человеком. Правда, дневную одежду вам придется сменить: в шортах и джинсах вас туда не пустят. Так что… закажите билет в “Лидо” на другой день. А сейчас – езжайте-ка домой. Так, ведь сделали мы с вами полный круг по Парижу – по часовой стрелке (правда, многие округа пришлось выпустить из виду).

Париж

Данная глава опубликована в альманахе «Библиотека современной литературы» – СПб, Изд. Четыре, 2024