Мы все между собой кузены…
Известное среди французской
аристократии
и крупной буржуазии выражение
Они давно меня томили…
А.Блок, Сытые, 1905г.
Но сытый, как известно, голодного не разумеет. Да и живут сытые (как и в прежние времена) своей клановой жизнью : за высокими заборами со злыми собачками (а порой и телохранителями), в своих кварталах, окруженные такими же сытыми и довольными, дети ходят в свои школы, где дружат с такими же детьми из тех же красивых кварталов, взрослые развлекаются (и по ходу ведут свой бизнес) в своих клубах, вступить в которые простые смертные не могут, на своих коктейлях, где собирается, опять же, свой «бо-монд», на своих же лыжных базах, куда стекаются всё те же сливки общества, и на своих пляжах на принадлежащих все тому же бо-монду островах… В метро этот народ не спускается, в дешевые рестораны не ходит, а день у этих людей расписан по минутам : работают они как и прочие граждане Франции, но больше, чем остальные, уделяют внимание всему тому, что выходит за рамки работы, но порой даже в большей степени, чем первое, влияет на… преумножение Капитала, т.е. Связям и всему тому, что им способствует : будь то покер, спорт, ипподром, прием в посольстве или коктейль на вилле, дефиле мод или Конкурс Красоты… И где же ему, вечно занятому (делами и интригами, в конечном счете, преумножением богатства) и отгороженному (нередко с самого раннего детства) от прочего мира высокой стеной собственной виллы видеть этот иной мир и тех… за счет которых он, собственно, и живет ?… Но… попробуем заглянуть за забор, без зависти и любопытства, а с целью понять – что же это за мир – современной французской аристократии и буржуазии (которые в сегодняшней Франции имеют тенденцию объединяться, через Браки, и тем самым, через объединение и преумножение Капитала) ?
(…) В виде общего замечание, скажем : на сегодняшний день в мире насчитывается около 300 самых богатых людей планеты, капитал двухсот из них равен заработку 2,3 миллиарда наиболее бедных людей планеты, а состояние трех из них равно национальному богатству тридцати пяти наиболее бедных стран, в которых проживает около 600 миллионов человек. Различие между самой высокой зарплатой в мире и самой низкой считается в 74 единицы (в 1960 году – было лишь 30). И огромную роль сейчас играют знания высоких технологий, программирования : «Не открытие золота, новых земель или управление машинами дают сегодня экономическую власть, а способность писать информатические программы и расшифровывать генетические коды.» (из Мирового рапорта о развитии человечества, 1999). Впрочем, говоря о последнем, мы затрагиваем тему все той же инфо-революции… которая породила собой появление новых богатых. Частью они выходят всё из той же среды буржуа – крупной или средней. Но большей частью поднимаются из «низов» : мелкой буржуазии, мелких служащих, коммерсантов… К этим новоришам мы еще вернемся. Поговорим же для начала о старых власть держащих : аристократии и крупной буржуазии, которая уже насчитывает в себе не одно поколение.
Во-первых, чем определяется принадлежность француза к этим категориям? И это важный вопрос, т.к. сегодня наблюдается размытость классовых границ, об этом мы уже говорили в одной из глав Второй Части книги. Тем не менее, у вышеуказанных категорий есть ярко выраженные характеристики, которые можно было бы разбить на три группы – всё того же Капитала :
1) капитал материальный (финансовый);
2) капитал социальный (связи);
3) капитал культурный (общий культурный уровень).
В одной из теле-передач приводилась подобная анкета, по которой каждый телезритель мог определить, относится он к классу «буржуа», а точнее было бы сказать, к классу «крупного буржуа», или нет. А вопросы были следующие :
«1. Капитал экономический :
Имеете ли вы «портфель» ценностей движимости (акции…)?
Имеете ли вы хотя бы одного человека домашней прислуги?
Имеете ли вы, кроме вашей основной резиденции, хотя бы две другие вторичные (дом в деревне или студия в городе)?
Входите ли в разряд людей, которые платят налог на имущество?
Имеете ли вы собственность заграницей?
2. Капитал культурный :
Вы студент или бывший студент Высшей школы, которая позволяет войти в состав Государства (имеются в виду высокие посты в правительстве, системе юстиции и т.п.)?
Когда вы были ребенком, ваши родители вас постоянно водили в музеи?
Ходите ли вы в театр, на концерт, в Оперу как минимум раз в месяц?
Покупаете ли предметы искусства и антиквара?
Говорите как минимум на двух иностранных языках?
3 Капитал семейный и социальный :
Знаете ли вы имена ваших пра-прабабушек ?
В детстве проводили ли вы ваши каникулы с вашими кузинами и кузенами в семейном Доме ?
Участвуете ли вы в обедах как минимум два раза в неделю… ?
Являетесь ли членом клуба…?
Есть ли у вас родственники иностранного происхождения ?
4 Капитал символический (дополнительный, но не обязательный):
Ваше имя есть в журнале Ботан Мондэн (журнал специально для «высшего света»)?
Улица(ы), в Париже или в другом месте, носит имя члена вашей семьи?
Ваша семья имеет фамильный Дом в деревне?
Вы член каритативного общества?
Вы член Легиона чести?»
Если француз ответил почти на все вопросы положительно, значит… он настоящий буржуа. Но уверены, что ответить положительно почти на все вопросы смогло лишь не более 6% населения Франции. Начнем с первого, и, увы, как оказывается, для подобного определения, наиболее важного: с капитала экономического, т.е с Денег. Именно они здесь определяют собой… всё остальное (капитал культурный, семейный, социальный и символический). Сколько нужно иметь Денег (не говорим – «зарабатывать» потому, что француз может родиться и уже иметь – от своих родителей), чтобы считать себя богатым ? Оказывается, такой планки не существует, но, по одному из опросов, сами французы интуитивно определили эту планку в 300 000 евро. Т.е., как считает большинство из них, нужно столько иметь, чтобы начать входить в мир богатых. Но это еще не говорит о том, что вы буржуа. Далее – для налоговой инспекции есть другие определения богатства : налог на имущество вы начинаете платить, когда ваше состояние превышает 720 000 евро (в любом виде – собственности-жилья, акций, личного предприятия…). Таких во Франции насчитывается на сегодняшний день около 200.000 человек. Среди них три четверти имеют состояние на сумму более 1.500.000 евро, 800 человек – более 15.000.000 евро и несколько человек-миллиардеров. И «дискриминация» среди миллионеров тоже ярко выражена: так, самая богатая женщина во Франции (имеющая прямое отношение к известной всем русским женщинам марке Ореаль) является обладательницей состояния в более чем 10 миллиардов евро, а на пятьсот ступенек ниже находится, например, другая семья (и во главе – опять же женщина), обладающая «лишь» 21 миллионами евро. Что уж говорить о почти «нищих» богатых, обладающих своими несчастными 300 тысячами?..
Но почему денежный капитал «тянет» за собой все остальные виды Капитала ? Потому что всё неизбежно развивается в единой системе, одно притягивает другое. Так, все буржуа, старые или новорожденные (инфо-революцией), кучкуются в одних и тех же районах, округах, кварталах (в Париже, например, среди прочего, в 5‑ом, 8‑ом, 16-ом, вокруг парка Мансо и т.д.). Туда же стекаются люксовая коммерция, люксовые рестораны, богатые банки, агенства, клубы… Наконец, именно там лучшие школы. Вспомним, во Франции в школьной системе наблюдается полная демократия : школа публичная, и родителям запрещено выбирать школу – ребенок должен ходить в ту, к которой относится район, в котором живет семья. Но все это… иллюзия демократии. Потому что как только у француза появляются большие деньги, он покупает собственность в лучшем квартале, и его дети автоматически попадают в государственную, конечно, школу, но… в которой и высокий уровень преподавания, и дети из таких же культурных (и богатых) семей. Что уж говорить о семьях старых буржуа, – для них это вообще отлаженная и привычная, устоявшаяся и вполне нормальная система.
Кроме того, есть для «особо одаренных» (то бишь особо богатых) специальные школы-пансионы. И здесь учащихся не только обучают обычным наукам самой обычной школьной программы, но и, что не менее важно, правилам поведения. Есть, например, во Франции такой шикарный пансион – в Нормандии, где, даже если родители и заплатили за обучение огромные суммы, подростки подчиняются внутренним правилам учебы и распорядка дня : так, запрещены потертые и порванные джинсы, серьги в ушах у мальчиков и слишком короткие юбки у девочек. А на обед учащиеся должны переодеваться, чтобы красиво выглядеть (цель – обучение поведения за столом). Уроки же французского языка отличаются от обычного курса и тем, что учащихся обучают… ораторскому искусству, если хотите : так, например, ответы учащихся записываются на пленку, а затем обсуждаются вместе с учителем, который указывает на недостатки конструирования фразы, присутствие монотонности в голосе и даже некрасивое произношение отдельных звуков. После занятий, дети занимаются самыми различными видами спорта… И все направлено на развитие… коллективизма. Да, да, именно! Так как выйдя в свет, эти дети должны будут прежде всего научиться налаживать связи : большое значение придается развитию у детей коммуникативных способностей, даже в ущерб глубине и интеллектуализму. Последнее в этой среде и не обязательно : главное, быть в курсе всех событий (этого света) и иметь подвешенный язык.
Связи. Ребенок уже с детства привыкает к этому : дома дружат с домами, матери водят группами детей в музеи и прочие культурные места. Боссы-мужчины объединяются в Клубах самой различной деятельности от покера до гольфа, где так же продолжают… развитие своего бизнеса. Кстати, о женщине и ее роли в среде буржуа. Многие (если не большинство) из них работают. Но основная роль Женщины в этой среде все-таки не добывание Денег, а… Коммуникация и роль Матери (опять же – с целью увеличения своего клана). Это она устраивает коктейли, это она служит «сексуальной» приманкой в любых афёрах, это она занимается передачей семейного капитала детям и внукам, рассказывая с самого детства о замечательных предках и тем самым воспитывая уже в ребенке Сознание коренной принадлежности к Роду и сознание… Обязанностей и Долга перед родом и живущим кланом. Наконец, это она «провоцирует» полезные Браки своих детей. Говорят, что браки по расчету ушли в прошлое. Как бы не так. Потому что в этой среде… всё просчитано. Так, матери тщательно выбирают друзей своим детям (избегая приглашать в гости нежелательных родителей с их детьми, которые, по их понятиям, не входят в нужные круги), а позже «засовывая» своих чад в престижные колледжи и лицеи и пристально следя за тем, с кем дружит подросшая дочь или выходящий из повиновения сын. Выводят их в свет, опять же в нужные места, вроде посольств или свадеб знаменитостей, где молодая девушка (или юноша) и знакомится с будущим претендентом на руку. Она-то думает, что выходит замуж по любви. Что нередко и бывает. Правда, не знает она, сколько трудов за этим браком стояло – прежде всего ее горячо любимой мамаши… В общем, у женщины этой среды забот полон рот: не надо забывать и то, что, как правило, это мать большого семейства. Парадоксально, но факт : на дальних точках какие-то процессы мистически сходятся. Так, самое большое количество детей наблюдается в этом обществе у класса пролетариата (продолжающего деградировать) и у класса буржуазии (продолжающего процветать). Только причины этого совершенно разные : у первых – от безысходности и желания хоть в этом найти «счастье», у вторых – с целью преумножения и укрепления клана и его верховных позиций в обществе. Но как преумножить материальный достаток, когда еще Наполеон в 1804 году изменил Права наследования, и с тех пор каждый ребенок имеет равные Права на семейный капитал (до этого – только старший, остальные практически ничего не получали, и через это сохранялось, а не дробилось родовое добро) ? Ведь получается тогда : чем больше детей в буржуазной семье, тем больше шансов раздробить начальный капитал ? Поэтому… и говорят в этой среде «мы все здесь кузены». Чувство самосохранения подсказывает этим людям: чтобы сохранить (и преумножить) накопленное, надо… жениться на близких родственниках, тогда всё добро будет сохраняться в общем клане. И во Франции не запрещены браки между двоюродными-троюродными братьями и сестрами. Вдумайтесь : кому этот закон нужен, кроме буржуа? А потом кузены следующей ступени женятся на кузинах следующей и т.д. и т.п. В результате оказывается… что все они какие-нибудь родственники между собой, хоть седьмая вода на киселе.
А далее… опять же связи. И чем они дальше, тем лучше. То есть дальше в смысле их интернационального расширения. И здесь стоит упомянуть о… записных книжках. Тех самых, с адресами и телефонами. Большинство людей их имеет, во всяком случае те, кто живет в городах. Но Записные Книжки буржуа (и аристо) очень отличаются от записных книжек простых смертных. Во-первых, своим объемом – порой это настоящие книги-талмуды в нескольких «томах». (Так, в «Социологии буржуазии» авторы приводят характерный пример : один французский аристо имел четыре таких книжки, каждая форматом в школьную тетрадь и объемом в сто страниц. Одна посвящена Парижу, Лондону и Нью-Йорку, вторая – с адресами-телефонами в Италии, Испании и Греции, третья объединяла связи в Германии, Швеции, Швейцарии и Бельгии и четвертая – страны восточной Африки.) И во-вторых, тем, что эти книжки передаются по наследству, и поэтому в глазах иного буржуа, получающего в наследство дела своего папочки, они могут являться большей ценностью, чем тот же переданный по наследству антиквар или предметы искусства. Кстати, о последнем. Буржуа (и аристо) – первый покупатель антиквара, картин, скульптур и прочих редкостей. Но не думайте, что все они такие уж большие специалисты в этой области. Да и когда им изучать предметы старины и историю искусства : мужчины ведут бизнес, женщины занимаются воспитанием и расширением клана. Поэтому, дабы не лопухнуться при покупке редкостей и предметов искусства, нанимают они экспертов… в общем, и здесь всё схвачено. Но в виде ремарки, скажем : не все буржуа это делают, и напрасно. Потому что жадность ведь, как известно, губительна (а эксперту надо платить, и недешево) : и так, порой придешь к таким людям домой, посмотришь на стены, увешанные малоценной или даже дорогой, но все равно пошлостью, и станет как-то грустно. Но сам этот буржуа порой понятия не имеет, что он повесил на стену : ему нравится, и баста! Кто в доме хозяин?.. Так что говоря о культуре в среде буржуа (и аристо), необходимо сделать оговорку : эта особая культура, очень отличная от культуры так называемой интеллигенции, и в ней свои, отличные от последней, этические и эстетические ценности.
Упор в ней делается не на интеллектуализм и прочую научную «заумь», не на поиски справедливости, добра и сострадания, а на некий средний, но хороший общий культурный уровень, когда молодой человек или девушка, вступающие в жизнь, должны все-таки знать культурные минимумы в области истории, географии, литературы, законодательства и права, чтобы не выглядеть при каком-нибудь очередном приеме в посольстве полным идиотом… Второе: ценится знания языков (опять же, с грядущей целью поддержания и расширения международных связей). Так, ребенок еще только родился, а к нему уже приставляют няню и позже гувернантку, говорящих на английском и немецком (или итальянском) языках, причем, желательно, чтобы этот язык был для нее родным. Третьим и, пожалуй, самым важным в этой культуре является умение четко, правильно и красиво излагать свои мысли. Большое внимание уделяется владению речью. Кроме того, ценится умение вовремя вставить в разговор шутки-прибаутки и невульгарные анекдоты, вовремя перескачить с одной темы на другую и вовремя повернуть ход беседы в нужное вам направление. Ну, и, наконец, манеры. Те самые, которые так не любил известный Шариков – «всё у вас пардон да мерси, нет бы по-простому, по-нашему». И как вам не покажется это странным, но в его словах есть доля правды. Потому что нередко за этими манерами французского буржуа (и аристо) стоит внутренняя пустота или безразличие к вам и вообще ко всему, что находится за стенами родного замка. «Свет не прощает заблуждений, но тайны требует для них». И сколько раз обращался к этой теме манерности высшего света французский кинематограф, сколько раз жестоко иронизировал. Самым интересным режиссером, работавшим над темой буржуазии во Франции, является, конечно, Клод Шаброль, сам выросший в этой среде и хорошо знающий все положительные и отрицательные ее стороны. В том числе, и ее мораль. Мораль клановости (а все «чужаки» отторгаются). А это значит, что человек в этой среде всегда на виду и всегда как бы отдает отчет перед предками и перед кланом. То самое – «Честь обязывает». И это, конечно, уже с детства накладывает на буржуа ряд обязанностей перед этой средой. Ответственности за судьбу клановых денег и прочих, в том числе, и культурных и социальных ценностей. Но тут же мы обнаруживаем, что это мир цинизма, в котором уже подростки видят свою «исключительность» и презрительно относятся ко всему остальному миру, считая порой, что им принадлежит управление судьбами людей и вообще они всё могут купить, вплоть до женщины и любви. Наконец, амбивалентное у этих людей отношение к работе : с одной стороны, презрительное отношение к труду, а с другой, уже с детства развивается чувство долга и отношение к работе, как к необходимому грузу, который наследник вынужден – нравится ему это или нет – нести на своих плечах, поэтому настоящий буржуа – это человек, у которого нет ни одной свободной минуты, он постоянно занимается «делами»… даже тогда, когда, как это может казаться, он отдыхает – в часы досуга или на приемах. Увы ! И в бассейне, и на горных лыжах, и на коктейле – везде он работает. Это, несомненно, утомительно. Поэтому… многие из них сбрасывают негатив, либо удаляясь в дурман наркотиков, либо углубляясь в постельные игры с очередной подиумной красоткой… А вместе с тем нет более религиозной среды, чем среда буржуазная! И это уже без всякой манерности. Правда, эту сторону морали берут на себя не вечно занятые мужчины-боссы, а женщины-матери большого семейства, которые обучают детей катехизису и водят их по воскресеньям в церковь. Они же нередко входят в различные гуманитарные и прочие каритативные ассоциации по помощи бедным. А и те и другие время от времени участвуют в различных благотворительных акциях. Самым знаменитым из них является Бал Розы в Монако : собираются туда «избранные», веселятся-гуляют (здесь же обсуждают свой очередной бизнес или просто кто к кому приедет на виллу под Ниццей), а Красный Крест собирает с Бала благотворительные миллионы… Заметить же, по ходу : щедрость эта не всегда идет от души, а нередко… от простых расчетов. Дело в том, что чем больше «избранный» участвует в различной благотворительности, тем меньше он платит госналогов, и случается, что более выгодно отдать в какую-нибудь каритативную ассоциацию «лишний» миллион, чем платить госналог на имущество, который может оказаться значительно больше. В общем, всё едино : все равно эти деньги «отберут», так пусть лучше… где-нибудь напишут, что мадам или месье Икс пожертвовали средства для униженных и оскорбленных.
Ну, а аристо ? Чем он отличается от современного буржуа? И вообще, существует ли она в реальности – французская аристократия? Аристократия во Франции была упразднена во время Великой революции 1789 года и в современной Франции юридически аристократия как класс не существует. Это не значит, что всех их во время той Революции перестреляли и перевешали, просто… отняли все привилегии и имущество. Но не у всех. Часть смогла приспособиться, перейдя в клан буржуазии, то есть прогрессивных в тот период людей, которые переводили страну на новые рельсы Индустрии и банковской системы. В общем, кто мог спастись, тот избежал печальной участи гильотины. Сегодня во Франции насчитывается около 4 000 семей аристо (до Великой революции было 17 000). А если к этому прибавить тех французов, которые имеют типично аристократические фамилии (но, увы, не имеют материальных средств своих знаменитых предков), то в этом случае во Франции насчитывается около 10.000 таких семей. И в общем-то это немало. Другое дело, что у них сегодня нет никаких привилегий, разве что эти привилегии возникают сами собой, как естественные следствия все тех же, вышеуказанных, естественных причин (т.е. материальных средств). Хотя странным образом, даже сейчас сохраняется в народе какое-то особое почтение к этой высшей «касте». Например, приезжает аристо (который так же, как и буржуа, занимается сегодня каким-нибудь делом) в свой полузаброшенный замок, заходит в булочную, а его пожилой булочник приветствует : «Бонжур, месье маркиз. Давно мы вас не видели. Добро пожаловать…» И маркиз (или барон, или граф, все эти титулы еще сохраняются во Франции) не станет махать руками – бросьте, мол, какой я вам маркиз… Так, одному приятно носить фантомный, ничего не значащий ныне титул, другому – лобызать руки. Но надо заметить, что титулы умело использует буржуазия : так, например, существуют различные Клубы, в которых девяносто процентов буржуа и несколько членов аристо, но в президенты Клуба обязательно выдвигают аристо с титулом. Вроде дать Лицу Клуба побольше престижа. Кроме того, любят буржуа соединяться с аристо браками : да так, ни зачем, опять же ради Благородства и Фамилии, которая, может, перейдет к детям и внукам, – ведь с материальной точки зрения нередко этот аристо даже намного ниже буржуа, так что с него взять – с точки зрения материального Капитала ? Зато он обладатель Символического капитала, что может поднять престиж Семьи и Клана. И вообще, говоря об аристо и буржуа, хочется сказать, что – вот ведь как всё странно повторяется в Истории : отобрали у аристо его привилегии – и все для того, чтобы через двести лет самим (то есть классу буржуа) превратиться в таких же новых аристо с теми же (отобранными у бывших избранных) привилегиями ! И ведь как эти семьи и кланы буржуа теперь держатся за свои корни, свои такие молодые (всего-то двести лет) генеологические древа ! Как презрительно относятся к чужакам. И понятно – почему : они разрушают привычный ход событий. Эти новориши врываются в их мир и – не ясно, как на их появление реагировать. А старая буржуазия, вся целиком построившая свое состояние на индустриальной революции, индустрии и банковской системе, теперь теряется перед новой угрозой Нового Века – угрозой Информатики. А там творят, действуют и злодействуют какие-то новые люди, вышедшие из каких-то «низов», которые уже явно «грозятся» «догнать и обогнать». А почему бы самому этому буржуа из старых индустриальных семей ни конвертироваться в новую веру и ни занять побыстрее места этих «пришельцев»? Тем более, что всё, казалось бы, у них для этого есть – материальные средства, лучшие школы, лучшие вузы, связи ? А у «тех», казалось бы, ничего этого нет, и ан поди ж ты! А дело-то здесь всё… в Духе. И когда он коррумпирован и (или) находится в состоянии застоя, то никакие связи и лучшие школы не помогут. Ведь в какой-то момент наступает деградация Рода : все идет как по маслу, сыну не нужно думать (самому !) о своем будущем, – когда надо, его засунут в лучший колледж, потом – будет надо – в лучший вуз, потом найдут ему лучшее место в банке, коммерции, системе правосудия… За него уже всё решили. У старой буржуазии старые, хорошо отлаженные, каналы и, чтобы перестроиться, ей нужны годы, может быть, десятилетия. А время не ждет. Что же касается среднего класса, то у него, в отличие от класса крупной буржуазии, сильно развитое EGO (индивидуализм) – в ущерб клановому коллективизму, и такой человек (среднего класса) никому ни в чем не отдает отчета, он понятия не имеет, что такое «Честь обязывает», но зато он полагается лишь на себя и свои личные способности и таланты. Поэтому он и не может работать кое-как, в развалочку, что нередко может себе позволить молодой буржуа, который знает, что все равно он не пропадет – за его спиной состоятельные родители и, вообще, все эти «тети» и «кузены». Так, приход Информатики открыл дорогу не для дальнейшего обогащения буржуа, привыкшему к старым методам организации жизни своего клана, а новому поколению, выходящему из средних слоев французского общества, которое – за счет своих технических знаний, талантов, умений и способности много работать – резко вырывается сегодня вперед. Интересно, между прочим, что эти люди так много времени отдают работе, что забывают о пресловутых Связях: они намного меньше времени уделяют вне-рабочим контактам, но это лишь говорит о том, что они находятся сегодня… на первичной стадии обогащения : им пока не до беготни по коктейлям, они вкладывают максимум энергии и даже настоящей страсти в информатические поиски. В общем, что сказать : новый гениальный ребенок народился на свет, но не все в этом обществе могут приветствовать его появление!
Но неужели это общество высшего света такое закрытое в себе? Неужели нет людей, которые богатеют и попадают, в конце концов, в этот круг? Есть, конечно, такие люди, и проникнуть туда можно и самому обычному простому французу. Например, став большим спортменом и чемпионом. Или, как Софи Марсо или Сандрин Боннер (известная российскому зрителю по фильму «Восток-Запад»), которые вышли из бедных рабочих семей и стали известными актрисами. Или став популярным певцом (певицей), известным архитектором, телеведущим, модным писателем или модельером. Но даже и тогда такой француз не становится настоящим буржуа, с характерными для этого класса моральными ценностями. Поэтому многие из этих людей чувствуют себя рядом с окружающими его буржуа явно не в своей тарелке. Именно поэтому можно услышать здесь совершенно не удивительные истории вроде этой : супружеская пара (около 45–50 лет) выиграла в лото несколько миллионов (кажется, около 5 миллионов евро), но не изменила ни своей жизни, ни своих привычек – по-прежнему оба ходят на работу, живут скромно, как и прежде, только больше стали путешествовать, лучше питаться и одеваться, купили небольшой домик с садом… Ненормальные! – скажет иной читатель. – Да я бы на эти деньги… Не знаю, как бы использовал эти деньги читатель, но причины поведения этой пары вполне понятны : всю жизнь, до 50 лет, они прожили простой жизнью, и как в таком возрасте вдруг изменить… социальный статус! Ну, купят они шикарный дом в шикарном квартале, а дальше что? Весь квартал будет их существование игнорировать, а старые связи (с простыми людьми) будут утеряны. И вся их жизнь превратится в кошмар : нужными манерами, знаниями и привычками буржуа они не обладают, а научиться этому в таком возрасте просто невозможно. Открыть свое предприятие они так же не захотели, т.к. не имели никакого представления ни о том, в какой области работать, ни вообще, как такой машиной управлять. А главное, зачем?! Зачем тратить на это столько сил и энергии, когда знаний нет, пенсия на носу, а денег хватит и детям и внукам и еще останется… А в другой раз выиграла одна дама тоже большую сумму в лото, но решила иначе распорядиться деньгами : купила себе шикарный дом (в таком же квартале, надо полагать) и… наняла себе учителя музыки, который обучает ее игре на фортепиано и даже петь. Это была мечта моего детства, сказала она в одной из теле-передач. Ну, что сделаешь, у богатых свои капризы. Только отрезвление от первичной эйфории придет, несомненно, позже, тогда, когда она, наконец, поймет, что является в этой среде (которая не желает ее принимать в свои ряды) просто белой вороной… Впрочем, может быть, она купила себе небольшой замок с парком или даже лесом, всё подальше от загазованной цивилизации. А замки время от времени продаются : аристо порой идут на такую жертву. Потому что приходится платить большой налог на имущество и на землю, а содержать такие дома и поддерживать в чистоте и порядке – очень дорого, и случается, что никто в них уже давно и не живет. И таких запущенных замков во Франции немало, замков-фантомов. Замков, которые, между тем, продают, а сердце кровью обливается. Потому что такой замок или фамильный Дом – это в некотором смысле Символ. Символ данного Рода, в нем жива История его, и многие так и предпочитают платить налоги за дом-Фантом, чем предавать эту память земле. Однако не всегда, чаще фамильные Дома продаются, все с той же целью получения своей части счастья – пусть и маленького, но своего куска пирога, как в подобной, довольно классической, истории:
«– У нас был фамильный дом на берегу Атлантики, в котором когда-то мы все, тогда еще дети, кузены и кузины, собирались.
– И где же этот дом сейчас ?
– Продан.
– Почему?
– Потому что когда дедушка и бабушка, которые там жили, умерли, то их дети и внуки не знали, как этим домом распорядиться, и как всем им теперь за него платить (налоги, ремонт…). И продали, а деньги поделили – получилось каждому «по евро». Зато поровну. Глупо. И многие потом об этом пожалели. Потому что нет больше места, где все могли бы собираться, хотя бы два раза в год, как это было раньше – на Рождество и летом, на каникулы или в отпуск. Да и вообще этот дом нас как-то связывал, а после его продажи словно что-то случилось : все родственные связи постепенно распались.
– Да… После драки кулаками не машут.
– Да, конечно. Но это было нашей общей ошибкой.»
Ну, а другие замки-фантомы стоят, как, например, заброшенный дом известного всем российским телезрителям фанфана-тюльпана (Жерара Филипа), и не продается, – может быть, еще и потому, что… страшно жить в доме человека, уже давно ставшим легендой мирового кинематографа.
Отрывок опубликован в журнале «День и Ночь (Красноярск, 2012) и в книге автора «Эпоха Техно», М., Изд. Вест-Консалтинг, 2018